2021

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ «НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Итак, в 2-3 года ребёнок имеет полное право на «коверканье» слов и отсутствие звука «р». В это время у детей идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

        К 4-5 годам большинство детей сами начинают правильно говорить «с», «з», «ш», «ж», а к 5-6 годам звуки «л» и «р».  А если это не получается, в чем же дело?

Самое простое: ребёнок не уловил по подражанию у взрослых, как это делается. Иногда нескольких занятий с логопедом бывает достаточно.

А может быть, в семье с ним «сюсюкают» до школы или говорят на разных языках: он и повторяет неправильный образец речи.

Бывает так: малыш плохо различает звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, путает их, поэтому и «коверкает» звуки.

Какая же причина встречается чаще?

Самая частая причина искажения звуков: неумение ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Ведь язык — это мышца, в силу разных обстоятельств она бывает слабая и малоподвижная. Чтобы произнести звук, язык должен принять весьма непростую форму! Делать это «неохота» или «сложно», легче не говорить вообще, говорить по-своему или заменять более простыми звуками, что наши дорогие дети и делают с большим успехом.


 


О  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГИМНАСТИКЕ

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика   помогает сделать язык послушным, тренирует и укрепляет его. Попросите логопеда, он научит вас делать её правильно! Только тогда эти упражнения эффективны.

И наконец, сложности произношения могут быть вызваны нарушением строения речевого аппарата:

неправильной формы прикус, язык, губы;

укороченная подъязычная уздечка, которая приводит к ограниченной подвижности языка.

В процессе занятий с логопедом уздечку можно немного растянуть специальными упражнениями и легким логопедическим массажем. 

  

«Сели дети по порядку, вместе делаем зарядку,

Не ногами, не руками, а своими язычками».

 

Артикуляционную гимнастику выполняем перед зеркалом . 


Кроме того, логопед на каждом занятии развивает «речевой» выдох, который необходим, чтобы воздух при произношении звуков шел в нужном направлении. Например, надо очень сильно дуть, чтобы вибрировал кончик языка при произнесении звука «Р»; а для четкого произнесения свистящих и шипящих фонем воздух должен идти по середине языка.                

 Работа над формированием сильной воздушной струи


                                                                            Выдуваем   мыльные пузыри 


 

                                                                           Дуем в свисток


     Задуваем плавающие  в воде свечки


 


Дыхательная гимнастика  «Вьюга»


 


Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка, лети!»


Дорогие родители, важно понять, что своевременно начав занятия, можно устранить неправильное произношение звуков   быстро, легко и весело!



РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ …ЧТО ДЕЛАТЬ?

  ЕСЛИ:

в 1 год ваш ребенок не говорит слова, это еще не беда;

если в 2 года молчит – стоит уже задуматься и проконсультироваться;

если не заговорил в 2,5 - 3 года – это уже ненормально, бейте тревогу.

    Срочно бегите в поликлинику к невропатологу, берите     направление на обследование, ищите дефектолога, логопеда, проверьте слух ребенка. Ведь нередко у ребенка, который не говорит, обнаруживаются проблемы со слухом.

    Будьте внимательны к своим детям! Если случилось, что ваш ребенок не говорит – не ждите, что он сделает это сам. Помогите ему!

    Не бойтесь обращаться к специалистам. Ведь они вас проконсультируют, назначат лечение, и если вы сомневаетесь, то у вас всегда есть выбор – искать других специалистов или не выполнять рекомендации и не лечиться вовсе. Насильно лечиться вас никто заставить не сможет.

   Это ваш ребенок, и решаете вы для себя сами!


Консультация Нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста.docx (Скачать)